Программа курсаИсторическое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС, являются представителями авангарда.
ПРИНЦИПЫ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Формальная композиция строится на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
В формальной композиции важны принципы и законы её построения не важен сюжет.
Формальная композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН КУРС:
Студентам различных курсов дизайна.
ЗАДАЧИ КУРСА
Одной из важнейших задач практического курса формальной композиции есть формирование у будущих специалистов способности сознательно осуществлять синтез образного и логического как существенной характеристики психологии их творческого мышления и практического действия.
Суть общей методики работы студентов над учебными заданиями можно представить в виде логически строгой триады: ОСОЗНАТЬ - ПРОЧУВСТВОВАТЬ - ВЫРАЗИТЬ
ОТЛИЧИЕ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ОТ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Традиционно осваиваемыми в учебном процессе оказались так называемые процедуры и средства гармонизации, связанные с понятиями симметрии, уравновешенности, метра, ритма, пропорций, масштаба, контраста, динамики и т.п. Большинство этих процедур доведено до предельной степени схематизма с помощью разного рода таблиц, графиков, формул, расчетов и оказалось, по сути дела, вынесенным далеко за пределы решения собственно творческих задач художественно-композиционной организации. В связи с этим и само понятие композиции как творческого процесса стало «вырождаться» в понятие КОМПАНОВКИ.
Использование в работе таких базовых понятий формальной композиции, как «композиционная активность и ее направленность», «силовые линии и силовое поле», «иллюзорная пространственная связь», «положительное и отрицательное пространство», «эмоциональный стимул и эмоциональный резонанс» и др., помогает стимулировать активный творческий эмоционально-чувственный и мыслительный процесс.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ОСНОВНОЙ МОТИВ:
МЕРА как главная категория воплощенной гармонии, единства, целостности, соразмерности.
1. Качественная мера
2. Количественная мера
3. Соразмерность
ТЕМА 1. «СНЯТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
Методическая цель:
Изучение и соотнесение между собой различных форм и закономерностей художественно-образной организации сюжетно-изобразительных и формально-выразительных композиционных произведений.
Учебная задача и содержание работы:
На основе выбранного реалистически-живописного художественного произведения провести анализ его идейно-смыслового содержания и художественно-композиционных средств образной выразительности, использованных автором. Композиционно-графический анализ проводится методом последовательного исключения из произведения цвета, тона, второстепенных деталей, фактуры и т.п. с одновременной оценкой их роли в общем композиционно-образном строе произведения с точки зрения запечатленной в нем основной конфликтной ситуации. На третьем этапе требуется построить формальную композицию, адекватно выражающую специфику эмоционально-чувственного восприятия исходной конфликтной ситуации.
ТЕМА 2. ФОРМАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Методическая цель:
Овладение формально-композиционными принципами и художественно-образными средствами визуального выражения свойств и состояний качественно различных явлений действительности.
Учебная задача и содержание работы:
На основе содержательного анализа различных состояний человека и природы выявить наиболее существенные и значимые для их наглядно-образного представления качества, свойства, признаки и характеристики и определить необходимые художественно-композиционные средства и принципы для их визуального выражения. После проведения этой работы построить два формально-композиционных произведения, адекватно отражающих степень визуальной активности и качественную специфику эмоционально-чувственного восприятия этих состояний.
ТЕМА 3. МЕРА ФОРМАЛЬНО - КОМПОЗИЦИОННОЙ
ОТНОШЕНИЙ «ЭЛЕМЕНТ-ПРОСТРАНСТВО»
Методическая цель:
Практическая проработка категории качественной меры на содержательном материале трех основных видов художественно-композиционной организации произведения — сюжетном, монтажном и формальном.
Учебная задача и содержание работы:
Необходимо построить три композиционных произведения с ясно выраженными тремя принципиально различными отношениями между элементами и пространством:
а) доминантность элемента;
б) доминантность пространства;
в) органическое единство композиционных отношений элементов и пространства.
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМИНАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФОРМАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ.
Методическая цель:
Овладение принципами формально-композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиционном произведении.
Учебная задача и содержание работы:
Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли:
1) большего элемента,
2) меньшего элемента,
3) зоны пространства — исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости.
ТЕМА 5. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МЕРА АКТИВНОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Методическая цель:
Приобретение навыков сознательного управления активностью в строгом соответствии с характером решаемой задачи как общей системообразующей основы при создании формально-композиционного произведения.
Учебная задача и содержание работы:
На первом этапе, опираясь на понятие «эмоциональный стимул», построить три композиции, создающие эффект: а) максимально возможной, б) умеренно усредненной и в) минимальной активности их воздействия на эмоционально-чувственное восприятие человека. Характер активности этих соотношений (внутренних и внешних) задают три композиционные категории: контраст, нюанс и тождество.
ТЕМА 6. МЕТРИЧЕСКИЙ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ И ВРЕМЕННОЙ МАСШТАБ В ЕГО ФОРМАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОМ ВЫРАЖЕНИИ.
Методическая цель:
Практическая проработка категории композиционного масштаба типов метрических, пространственных и временных отношений в предметном содержании композиционного произведения.
Учебная задача и содержание работы:
Построить три серии композиционных произведений для формально-образного выражения трех масштабных отношений:
а) метрический масштаб - три работы выражающие специфику формально-образного восприятия метрической организации экстерьерных, интерьерных и предметных форм;
б) пространственный масштаб - три работы выражающие специфику художественно-образного восприятия неограниченного, ограниченного и замкнутого пространства;
в) временной масштаб - три работы выражающие композиционно - стилистические закономерности развития принципов ее формообразования в прошедшем, настоящем и будущем времени.
ТЕМА 7. ФОРМАЛЬНЫЙ ОБРАЗ «ТЕХНИКИ» И «ЛИРИКИ» КАК ОБЩИХ ПОНЯТИЙ.
Методическая цель:
Приобретение навыков логического выделения существенных свойств и признаков из содержательного объема общих понятий, их перевода на язык формальной композиции с последующим визуальным выражением с помощью художественно-композиционных средств.
Учебная задача и содержание работы: На первом этапе, исходя из детального анализа содержания понятий «техника» и «лирика», сформулировать наиболее существенные их свойства и признаки. После этого определить необходимые формально композиционные и художественно-образные средства для их комплексного визуального выражения. На втором этапе работы нужно построить два композиционных произведения, представляющих собой формально-образное выражение наиболее существенных свойств и признаков техники и лирики как качественно различных явлений действительности.
ТЕМА 8. СТИЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА ПО СОБСТВЕННОМУ ИЛИ ЗАДАННОМУ СВОЙСТВУ.
Методическая цель:
Практическое освоение принципа стилизации как профессионального метода художественно- композиционной организации искусственных систем.
Учебная задача и содержание работы:
1. На основе анализа смыслового содержания общего понятия «дерево» выявить его морфологические, физические, функциональные свойства и признаки, после чего построить графическую композицию, образно подчинив все структурные элементы изображения дерева ( корни, ствол, ветви, крона) какому-нибудь одному формообразующему свойству или признаку.
2. Сформировать образную структуру графического изображения объекта под общим названием «животное», используя заданное свойство как смыслообразующую основу, обусловливающую строение всех его элементов, связей и отношений.
ТЕМА 9. ИКОНИЧЕСКИЙ ЗНАК И ЗНАК ИНДЕКС.
Методическая цель:
Овладение принципами и методами формально-композиционной и художественно-образной организации графических знаковых систем на основе категории соразмерности.
Учебная задача и содержание работы:
1. Создать художественно-композиционную структуру иконического знака, выражающего доминирующее свойство объекта-прототипа и отвечающего требованиям, предъявляемым к визуальной организации знаковой формы графического изображения.
2. Сформировать две формально-композиционные структуры знака-индекса с геометрической и скульптурной пластикой в соответствии с общими требованиями визуальной организации знаковой формы графических изображений.
3. На основе доминирующих образных характеристик полученных знаков методом стилизации перенести данные свойства знаков на элементы шрифтовых групп - «иконический знак» и «знак-индекс».
ТЕМА 10. ВЫПУСКНАЯ РАБОТА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО ОБРАЗА НА ВИЗУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ.
Методическая цель:
Приобретение профессиональных навыков формально-композиционного отображения комплексных закономерностей формообразования сложных материально-вещественных систем.
Учебная задача и содержание работы:
На основе комплексного анализа содержания выбранного или заданного сложного технического объекта сформировать схему-матрицу и в точном соответствии с ней построить предметный образ данного объекта как целостное художественно-композиционное отображение принципов и средств его формообразования.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
Художественное воплощение руками на холсте или планшете, акрил, тушь, карандаш.
Это откроет возможность усовершенствовать свои изобразительные навыки.
Преподаватель ГОРДЫНСКАЯ ВЕРА, дизайнер полиграфии, ландшафта и предметного дизайна.
Примеры работ: живопись маслом можно посмотреть здесь, а акварель здесь.
По методике Беларусской академии искусств «Формальная композиция» О.В. Чернышев