Удаленка откладывается . 
Еще десять лет назад западные аналитики наперебой прочили взрывное развитие практик онлайн-обучения, которые должны было полностью потеснить консервативные университетские подходы. Сегодня эти прогнозы терпят фиаско. Не грозит в ближайшее время бум дистанционного образования и украинцам. Опрос, в котором приняли участие около 1 тыс. менеджеров и 12 больших работодателей, проведенный британским Chartered Management Institute совместно с Centre for Applied Human Resource Research показал, что девять из десяти менеджеров имеют доступ к сети интернет. Но преобладающее их число продолжает игнорировать электронное обучение. Долгий путь По словам отечественных экспертов, в нынешних реалиях рассчитывать на бум дистанционного образования вряд ли возможно и у нас. "Система дистанционного образования в Украине находится на начальном этапе становления. О огромный потенциал сдерживают сегодняшние требования к организации дистанционного образования", – рассказал "24" Олег Белоконь, директор департамента по связям с общественностью и рекламы университета "КРОК". Основным сдерживающим фактором развития процесса является довольно консервативное законодательство и нормативная документация. "Официально дистанционного образования в Украине нет. На сегодняшний день Министерством образования не выдано ни одной лицензии какому-либо учебному заведению. Работают только частные структуры", – поясняет Михаил Поведайко, директор компании "Мастер Эдьюкейшн". Положение о дистанционном образовании, которое на сегодняшний день утверждено в Украине, снижает до минимума возможности интернет-обучения. "Причем ограничивает его до такой степени, что сводит буквально к заочной форме", – комментирует Владимир Яровой, первый проректор МАУП. Согласно этому пункту, студент должен обязательно посещать учебное заведение для очной сдачи сессии. Это, по словам г-на Ярового, лишает обучение на дистанции главных преимуществ и резонов. "На сегодняшний день проверить честность украинского студента дистанционной формы обучения, практически нереально. Ведь в сегодняшней Украине есть, такой вид бизнеса, как написание дипломных и курсовых работ, с помощью которого студент может выполнять все задания. И через несколько лет диплом о высшем образовании, на вполне легальных основаниях, получит человек, который не учился", – поясняет г-н Белоконь. В работе отказано Негативное отношение к дистанционному обучению существует не только в госорганах, но и в самом украинском обществе. По словам экспертов, украинцы пока мало доверяют поставщикам таких услуг. Они не верят качеству обучения и тому, что их трудоустроят с "корочкой" дистанционного учебного заведения. Управленцы и собственники бизнесов продолжают игнорировать дипломированных дистанционно соискателей (онлайн-обучение, электронно-мониторное обучение, видео-курсы и т.д. – "24"), предпочитая нанимать людей с полноценным образованием. Но признают, что в случае если диплом, предъявленный соискателем не основной, а вспомогательный и сотрудник не будет работать по этой специальности, то это не станет преградой в трудоустройстве. Проблема появляется, когда сотрудник претендует на должность, напрямую связанную с профессией, и единственный документ, подтверждающий его квалификацию – диплом дистанционного образования. "В таком случае никакой работодатель на ответственную должность такого специалиста не пригласит. Работодатели отдают предпочтение тем, кто формировался как специалист на стационаре", – поясняет Марина Таран, управляющий партнер агентства GoldenStaff. По ее словам, она сама получила дистанционное образование, дающее ей право сравнивать. "У меня есть диплом дистанционного образования французского университета. Первый диплом бакалавра я получила на стационарной форме, второй – дистанционно, – рассказала она "24". – И я точно могу сказать, что настоящие специалисты готовятся только из живого общения с преподавателями и практики". Выгодно всем Пока Украина продолжает игнорировать дистанционные форматы, доходы стран, которые активно вкладывают средства в обучение с применением компьютерных технологий, каждый сезон увеличиваются на 86%. Например, в США "дистанционка" ежегодно приносит в госказну около $7 млн. Австралия на удаленной подготовке специалистов при 18-миллионном населении зарабатывает $2 млн. в год. В Украине все сводится к жалобам государственных образовательных заведений на недостаток финансирования информационных технологий и их требованиям внедрить национальную программу поддержки с весомыми денежными вливаниями. "Для этого необходимы десятки миллионов евро, как это делается во всем мире. У нас же должного понимания и финансирования нет. В связи с этим положение Украины, по сравнению с другими странами остается плачевным", – комментирует "24" Вячеслав Валуйский, заместитель директора Украинского института информационных технологий в образовании НТУУ"КПИ". По его мнению, высокие технологии при нормальном подходе могут принести много положительного не только вузам и частным структурам образовательным, но и IT-провайдерам. Сейчас стоимость годичных курсов в Украине сейчас тоже невелика, около $150–200. Это вдвое дешевле заочной формы обучения. И в четыре раза меньше стационарной. "Бум на дистанционное образование произойдет только когда система передачи данных станет достаточно развитой и в техническом плане достигнет уровня зарубежных стран", – полагает г-н Яровой. От этого, по его мнению, выиграют все. В первую очередь слушатель, который получит хороший качественный сервис и бесперебойный интернет. Провайдеры уверяют, что для этого достаточно создать условия, при которых они смогут установить системы и снимать сливки с помощью абонплаты. Установка аппаратуры, обслуживающей точки онлайн-обучения, обойдется в $1,5–2 тыс. Один центр дистанционного образования может в среднем установить около 40 точек. При этом абонплата стандартна, около $200–300 за точку. "У нас уже есть один большой клиент и семь претендентов на следующий год. Но повышать цены не будем в связи с общей тенденцией понижения стоимости телекоммуникационных услуг", – сообщил "24" Павел Прадош, начальник отдела по работе с бюджетными организациями и учебными учреждениями компании "Датагруп". Прямая речь Анжела Костюр, заместитель директора учебного центра "Успех" Дистанционное образование в Украине достаточно стремительно развивается. Но не все программы на сегодняшний день реализованы в формате дистанционного обучения. Дистанционная форма не сможет полностью вытеснить стандартный вузовский метод обучения. Обучение на расстоянии предполагает достаточно сильную внутреннюю дисциплину, много самостоятельной работы, а это под силу не многим. Дистанционно удобно изучать узкую какую-то дисциплину или программу, в то время как вузовская подготовка готовит студента по разным дисциплинам и, соответственно, развивает его как специалиста и личность. В дистанционном обучении положительное и самое главное преимущество заключается в том, что обучаться можно в любом месте и в любое время. Можно заниматься тогда, когда у тебя есть для этого время, или отложить до более удобного времени. Минус – нет рядом преподавателя, который может сразу же подсказать, если студент чего-то не понял. Ответы на поставленные вопросы могут затянуться на какое-то время, и без этого ответа студент может просто застопориться на какой-то теме.
|