Программа курсаДля кого этот курс: школьники 8-11 классов средних общеобразовательных школ и студенты младших курсов технических колледжей, не знакомые с программированием, но интересующиеся программированием, информационными технологиями и основами написания компьютерных игр. Также курс годится для всех подростков, заинтересованных в изучении программирования. Курс адресован слушателям, которые ранее не имели опыта программирования, и не предполагает каких-либо специальных знаний по информатике.
Цель курса:
- Дать общее представление школьникам о том, чем занимается программист и что такое программирование
- Заложить базовые знания о языках программирования и алгоритмах на примере языка Python
- Изучить базовые принципы программирования, которые практически идентичны в любом языке
- Получить представление о работе программиста и понять, насколько интересна эта область в качестве выбора будущей профессии
Программа курса Питон для школьников
Тема 1. Основы программирования
Обзор современных языков программирования. Как выполняются программы на компьютере. Что такое интерпретатор и компилятор. Понятия синтаксиса и чистого кода. Что такое оператор, операции и комментарии. Алгоритмы будущих программ и способы их составления.
Тема 2. Знакомство с Питон
Язык Python и его особенности. Установка Python на компьютер. Интерактивный режим Python. Пакетный режим Python. Запуск простейших программ типа "Здравствуй, мир!". Установка среды разработки PyCharm.
Тема 3. Типы данных. Ввод-вывод в языке Питон
Данные и их типы (числа, строки). Изменение типов данных. Преобразование числовых типов. Строки, форматирование строк. Приведение типов. Ввод и вывод данных с помощью функций input() и print(). Приём данных от пользователя, вычисление значений и вывод их на экран. Работа с разными кодировками, украинскими и русскими буквами.
Тема 4. Переменные и константы. Комментарии
Понятие переменной. Оператор присваивания. Инициализация переменных. Определение и использование констант. Строчные и блочные комментарии, их особенности.
Тема 5. Операции языка Питон
Основные арифметические операции. Операции инкремента и декремента. Операции отношения. Логические операции. Поразрядные операции. Приоритет операций.
Тема 6. Основные управляющие конструкции
Управляющие конструкции if, elif, else. Приципы ветвления, понятие отступов. Множественное ветвление.
Тема 7. Циклы
Понятие цикла и условия выхода из него. Операторы циклоа while и for, их разновидности. Понятие предусловия и постусловия. Вложенные циклы. Операторы выхода из цикла break и continue.
Тема 8. Работа со списками
Понятие списка. Индексы, сечение списков. Получение значений элементов списка, добавление и удаление значений. Обход списка. Проверка элементов на вхождение в список.
Тема 9. Словари, кортежи, множества
Создание, изменение и перебор элементов в словарях, кортежах и множествах.
Тема 10. Функции и модули Питон
Для чего нужны функции и модули, понятие повторного использования кода. Встроенные функции в Python. Возврат значений из функции. Формальные и фактические параметры при вызове функции. Значение аргументов по умолчанию (опциональные параметры). Возврат нескольких значений. Рекурсия и лямбда функции. Модули, подключение модулей. Полезные встроенные модули. Установка дополнительных модулей. Настройка пространства имен, локальные и глобальные переменные. Создание собственного модуля.
Тема 11. Работа с файлами. Обработка исключений
Функция open() – открытие файла. Чтение файла. Запись, перезапись и дозапись в файл. Закрытие файла. Ошибки и исключения. Обработка исключений. Оператор try-except.
Тема 12. Дополнительные возможности языка Питон
Работа с модулями управления оболочкой (sys) и работа со временем (time). Подключение библиотеки NumPy (поддержка массивов и матриц). Понятие пакетов в Python, их использование и создание пользовательских пакетов.
Тема 13. Спрайты
Понятие спрайтов, их применение.
Тема 14. Создание игровых компонентов в Питон
Основы двумерной графики. Подключение библиотеки Pygame. Основы двумерной анимации и кинематики. Управление движением объекта с клавиатуры. Создание простейшей компьютерной игры.